Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти. В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.
ФАКТОРЫ РИСКА, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ ПОДРОСТКА К САМОУБИЙСТВУ:
- жестокое обращение окружающих
- нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний
- проблемы в школе
- неразделенная любовь.
ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА НЕОБХОДИМО:
- Информирование родственников подростка о возможном суициде.
- Обеспеченность непрерывного наблюдения за подростком, как в школе, так и в семье.
- Обеспечение консультации детского психиатра или психотерапевта.
- Специализированное лечение у психотерапевта.
Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе врачей специалистов и родителей. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих, следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.
Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и — главное — слышать, наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.
Что должно насторожить в ребенке:
- Перепады настроения: с утра в прекрасном расположении духа, а днем вдруг говорит, что покончит собой;
- Признаки « вечной усталости»;
- Уход в себя;
- Поглощенность мыслями о смерти и загробной жизни;
- Приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их потребление;
- Составление записки об уходе их жизни;
- Заявления « ненавижу жизнь», « они еще пожалеют, о том, что мне сделали», « я никому не нужен», « я больше не в силах выносить это».
Чего не надо делать:
- Не говорите « Посмотри на все, ради чего ты должен жить!»;
- Не вдавайся в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство;
- Не пытайтесь выступать в роли судьи- Не думайте, что подросток ищет только внимания- Не оставляйте ребенка одного.
Что надо делать:
- Отказаться от приказного тона в общении с ребенком;
- Строить отношения на основе договора, просьб, объяснений;
- Помнить, что подростки не имитируют суицид;
- Серьезно отнеситесь ко всем угрозам. Пусть специалист решает, насколько они реальны;
- Дайте ребенку почувствовать, что самоубийство — неэффективный способ решения проблем;
- Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей;
- Не бойтесь попросить о помощи.