Суицидальное поведение представляет собой одну из основных суицидально-медицинских проблем современного общества. Каждую минуту в мире кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. По данным ВОЗ, в большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти. В Республике Беларусь самоубийство, как причина смерти, занимает четвертое место после сердечно-сосудистых заболеваний, новообразований и болезней органов дыхания.

ФАКТОРЫ РИСКА, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ ПОДРОСТКА К САМОУБИЙСТВУ:

 

  • жестокое обращение окружающих
  • нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии; ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм; повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам; практика унизительных и жестоких наказаний
  • проблемы в школе
  • неразделенная любовь.

ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА ПОПЫТКУ СУИЦИДА НЕОБХОДИМО:

  • Информирование родственников подростка о возможном суициде.
  • Обеспеченность непрерывного наблюдения за подростком, как в школе, так и в семье.
  • Обеспечение консультации детского психиатра или психотерапевта.
  • Специализированное лечение у психотерапевта.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач общества. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе врачей специалистов и родителей. Часто подростки высказывают свою удовлетворенность первой беседой, что усыпляет бдительность окружающих, следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов.

Только совместными усилиями психологов, педагогов и медиков можно достичь положительного результата в профилактике суицидального поведения среди детей и подростков. Мы должны активно научиться слушать и — главное — слышать, наших детей. Для многих из них будет достаточно этого, чтобы не ступить за черту бездны.

Что должно насторожить в ребенке:

  • Перепады настроения: с утра в прекрасном расположении духа, а днем вдруг говорит, что покончит собой;
  • Признаки « вечной усталости»;
  • Уход в себя;
  • Поглощенность мыслями о смерти и загробной жизни;
  • Приобщение к алкоголю и наркотикам или усиленное их потребление;
  • Составление записки об уходе их жизни;
  • Заявления « ненавижу жизнь», « они еще пожалеют, о том, что мне сделали», « я никому не нужен», « я больше не в силах выносить это».

Чего не надо делать:

  • Не говорите « Посмотри на все, ради чего ты должен жить!»;
  • Не вдавайся в философские рассуждения, не полемизируйте о том, хорошо или плохо совершать самоубийство;
  • Не пытайтесь выступать в роли судьи- Не думайте, что подросток ищет только внимания- Не оставляйте ребенка одного.

Что надо делать:

  • Отказаться от приказного тона в общении с ребенком;
  • Строить отношения на основе договора, просьб, объяснений;
  • Помнить, что подростки не имитируют суицид;
  • Серьезно отнеситесь ко всем угрозам. Пусть специалист решает, насколько они реальны;
  • Дайте ребенку почувствовать, что самоубийство — неэффективный способ решения проблем;
  • Прибегните к помощи авторитетных для подростка людей;
  • Не бойтесь попросить о помощи.