Психическое здоровье детей и подростков.
Насколько стрессогенна современная жизнь, хорошо свидетельствует глобальная статистика ВОЗ по распространенности заболеваний. После сердечно-сосудистых патологий идут депрессивные расстройства. Причем, в одинаковой степени это касается как взрослых, так и детей и подростков.
Примечательно, что с родителями своими переживаниями дети делятся отнюдь не в первую очередь. Поэтому взрослым следует проявить особую внимательность, чтобы не пропустить проблему, а иногда – не допустить фатального развития событий.
Симптомы расстройств психики у детей и подростков
Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Если у ребенка теплые доверительные отношения с родными, в семье он чувствует себя в безопасности, с удовольствием ходит в сад или школу, не испытывает больших трудностей в учебе и общении со сверстниками, с радостью принимает участие в общественных инициативах и сам их проявляет, стиль его поведения не противоречит существующим в обществе культурным убеждениям и нормам.
Можно предположить, что его психическому здоровью ничто не угрожает. Вопросы начинаются тогда, когда одна или несколько перечисленных составляющих дает сбой.
Как понять, что нужна помощь специалиста?
Психотические состояния, суицидальные намерения и попытки
– Психотические состояния характеризуются тем, что ребенку что-то кажется, видится, чудится. Когда он говорит, что слышит звуки, при этом их не слышите вы, слышит голоса внутри себя, видит невидимых зверушек либо друзей, его преследуют какие-то пугающие образы. Причем в интерпретации ребенка это реальные персонажи, которые присутствуют в его жизни более или менее регулярно.
Если ребенок или подросток намеренно наносит себе повреждения (режет, царапает), говорит о том, что ему не хочется жить, демонстрирует признаки депрессивного состояния, часто раздражен, крайне неохотно идет в детский сад или школу, отказывается контактировать и всячески избегает общения с ровесниками, членами семьи и другими родственниками, это может свидетельствовать о суицидальных намерениях или попытках. В этих случаях обязательно нужна консультация специалиста: психиатра, психотерапевта или хотя бы психолога, чтобы понять, чем вызвано такое состояние ребенка, и определиться с тем, как ему помочь.
- Невротические реакции
При таком состоянии у ребенка в первую очередь страдает эмоциональный фон, настроение всегда или почти всегда на нуле.
— Если вы видите, что ребенок постоянно грустный, раздраженный, у него пропал аппетит, он плохо спит по ночам, стал апатичным, замкнутым и равнодушным, ему не приносит радость то, что обычно радовало, – это повод задуматься о состоянии его психического здоровья.
Расстройства развития школьных навыков
Несмотря на усилия педагогов, родителей и самого ребенка, учеба ему не дается. Не помогают ни репетиторы, ни дополнительные занятия. Ребенок толком не умеет ни читать, ни считать, ни писать. И проблема очевидно не в его нежелании учиться, потому что он прикладывает все усилия, а в том, что он не воспринимает и не усваивает информацию. Как ни странно, причина этого может крыться в психических нарушениях, и здесь необходима помощь врача-психиатра.
- Расстройства поведения
Симптомы расстройств поведения многочисленны. От патологической неусидчивости и невнимательности до воровства в школе и дома, агрессии по отношению к ровесникам, родителям, окружающим. В этом случае консультация психиатра необходима.
Важно понять: обращение к специалисту вовсе не означает, что ребенок имеет какие-то серьезные психические нарушения. Но если есть какие-то отклонения, они корректируются при раннем выявлении.
- Проблемы воспитания
Разногласия между родителями в методах воспитания и частые конфликты, развод, «дележ» ребенка, сложности в переходном периоде могут негативно отражаться на его психике. Изменение его настроения и поведения, ухудшение в учебе, потеря аппетита, апатия или, наоборот, демонстративно вызывающее поведение на фоне описанных событий – повод по меньшей мере для беседы с психологом.
- Навязчивые состояния
Навязчивое состояние проявляется в «ритуальных» действиях и мыслях, требующих их обязательной реализации. Например, подросток часто и подолгу моет руки с тщательностью хирурга перед операцией, потому что панически боится подцепить инфекцию. Он совершает какие-то ритуальные действия определенного характера для того, чтобы «защититься» от окружающей среды: например, ходит только по белым плиткам тротуара или ему нужно обязательно три раза повернуться вокруг себя, прежде чем выйти из дома, иначе случится что-то плохое и т.д.
Навязчивое состояние — обязательный повод обратиться к врачу за консультацией.
- Энурез (недержание мочи) и энкопрез (каломазание).
— В основе этих нарушений также может быть психическая составляющая. Но прежде чем идти к специалисту, необходимо пройти тщательное обследование по соматическому состоянию ребенка: у педиатра, гастроэнтеролога, хирурга и уролога, потому что энурез и энкопрез могут быть вызваны различными соматическими патологиями. Если узкий специалист делает заключение об объективном физическом здоровье, только тогда нужно обращаться за помощью к психиатру.
- Реакция на стресс
Негативное воздействие на психику оказывают и различные стрессовые ситуации. Травматичным для детей может быть опыт столкновения с агрессивной (или даже нет) собакой. И потом ребенок боится всех собак. Кто-то из незнакомых взрослых отругал или даже наказал, а родителей рядом не было. Тоже может быть стресс и, соответственно, реакция на него. Ссора родителей, происходящие негативные события в стране и мире… Все это способно вызвать стресс у детей и подростков.
Реакция на стресс может проявляться в том, что ребенок становится раздражительным, испуганным. Пропадает аппетит, сон тревожный, ребенок задает не свойственные его возрасту и обычному настроению вопросы. Иногда в таких ситуациях родители говорят: «Я не узнаю своего ребенка». С одной стороны, это можно списать на взросление, с другой – это, возможно, реакция на стресс, проявления расстройства поведения, депрессивного расстройства. Разобраться в этом должен только специалист.
- Расстройство приема пищи (отказ от еды, переедание)
Частое расстройство психики у детей и подростков. По данным ЮНИСЕФ, лишний вес или ожирение имеет каждый 5-й подросток в мире. Преимущественно эта проблема распространена среди мальчиков и подростков младшего возраста. При этом каждый 4-й подросток (особенно девочки) считает себя толстым. Тренд на стройное, без «грамма лишнего жира» тела до сих пор популярен в мире. “Худоба как признак красоты настойчиво транслируется популярными среди современных подростков соцсетями”. Начиная с возраста 12-13 лет, многие подростки сознательно ограничивают себя в еде. У некоторых развивается пищевое расстройство, которое требует помощи врача-специалиста. Отказ от совместного приема пищи с семьей под разными предлогами, резкое похудение, сонливость, слабость, апатия, поход в туалет сразу после приема пищи – все это должно насторожить родителей и в конечном итоге, при необходимости, привести с подростком на консультацию к врачу-психотерапевту или психиатру.
Телефон экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 8(0222) 71-11-61.
Телефоны доверия и экстренной психологической помощи:
8-801-100-16-11. Звонки абсолютно конфиденциальные и анонимные.
Позвонить по телефону доверия или экстренной психологической помощи может как сам подросток, так и взрослые, которые испытывают трудности в общении со своими детьми и их воспитании.
Чем раньше родители и дети придут на прием к специалисту, тем скорее будет начато лечение, тем выше шансы на полное восстановление психического здоровья.